НИР по реорганизации системы управления администрации Воронежской области

май 2004 – март 2005

Отрасль

Государственное и муниципальное управление

Участники проекта

Научный руководитель:
З.А. Кучкаров
Менеджер проекта:
Е.А. Каменев
Основные исполнители:
С.В. Солнцев, В.И. Редюхин, Е.А. Палилов, А.В. Никитин

Услуги

Стратегическое планирование и управление:
Проектирование систем организационного управления:
Создание и внедрение систем управления персоналом:

Предпосылки к реализации проекта

В период с мая 2004 года по март 2005 года был реализован проект по реформированию администрации Воронежской области, основной результат которого – разработанные и принятые высшим руководством администрации концептуальные принципы и конкретные предложения по совершенствованию организационной структуры администрации и функций ее структурных подразделений и исполнительных органов государственной власти области.

 

Проблема, инициировавшая проект, состоит в том, что унаследованные и естественно складывающиеся формы организации деятельности, структура и функции исполнительных органов государственной власти Воронежской области не были адекватны новым социальным, экономическим и административно-политическим условиям. Потенциал стихийной адаптации исполнительных органов государственной власти к новым условиям, основанный на интуиции и опыте руководителей, к настоящему времени исчерпан.

Главная цель проекта – обоснование, реорганизация и адаптация исполнительных органов государственной власти Воронежской области к решению проблем управления, возникающих в новых экономических и социальных условиях, и определяемых стратегическими целями регионального развития – повышением конкурентоспособности Воронежской области и качества жизни населения на ее территории.

Примененный подход

В ходе проекта консультантами Аналитического центра "Концепт" были проведены:
  • анализ организационной и функциональной структур администрации и исполнительных органов государственной власти Воронежской области.
  • 160 аналитических проблемных интервью с руководителями структурных подразделений администрации и исполнительных органов государственной власти Воронежской области.
  • анализ нормативно-правовой базы деятельности администрации Воронежской области, включающей:
    • Федеральное законодательство и законы Воронежской области;
    • постановления и распоряжения администрации Воронежской области;
    • организационные структуры и штатные расписания исполнительных органов государственной власти Воронежской области;
    • положения об исполнительных органах государственной власти Воронежской области;
    • должностные инструкции государственных служащих администрации Воронежской области.

В результате чего были выявлены проблемы функционирования системы организационного управления администрации Воронежской области и разработаны, а в последствии и приняты, принципы совершенствования ее системы организационного управления, включающие:

  • разделение верхнего уровня оргструктуры администрации на блок целеполагания, блок контроля, исполнительный блок (достижение целей), а так же блок административного обеспечения и безопасности;
  • отделение функций контроля от отраслевых исполнительных органов государственной власти и структурных подразделений администрации области и концентрация их в едином контролирующем органе;
  • декомпозиция – дробление / укрупнение функций;
  • разделение функций на первичные и вторичные;
  • требование нормативно-правовой обоснованности первичных функций;
  • сокращение численности государственных служащих администрации за счет исключения дублирующихся и "надуманных" функций, централизации и оптимизации вторичных функций, вывода в самостоятельные хозяйствующие субъекты функций, являющихся государственными услугами, заказ по конкурсу сервисных функций, возложение обслуживающих функций на негосударственных служащих администрации;
  • установление лимитов численности подразделений в зависимости от объема / трудоемкостей выполняемых функций;
  • определение статусов подразделений в зависимости от значимости выполняемых ими функций для достижения стратегических целей администрации;
  • нормирование объемов управления - количество подчиненных у руководителей должно быть 7 ± 2;
  • делегирование полномочий – установление лимитов на количество распоряжений и постановлений, утверждаемых Главой администрации области.

Основываясь на этих принципах консультантами Аналитического центра "Концепт" были разработаны:

  • проект организационной структуры администрации Воронежской области;
  • классифицированные перечни нормативно обоснованных функций для исполнительных органов государственной власти и структурных подразделений администрации Воронежской области;
  • предложения по лимитам численности исполнительных органов государственной власти и структурных подразделений администрации Воронежской области;
  • Разработан проект системы управления персоналом администрации Воронежской области, включающий:
    • рекомендации по оптимизации кадровой работы,
    • проект организационной и функциональной структуры системы управления персоналом,
    • рекомендации по внедрению должностных (служебных) регламентов на основе конкретизации обязанностей, полномочий и мер ответственности государственных служащих;
    • рекомендации по формированию механизма подбора кадрового состава государственной службы, обеспечению должностного (служебного) роста государственных служащих на основе их профессиональных качеств.
  • проекты нормативных и организационно-распорядительных документов по приведению организационно-функциональной структуры администрации Воронежской области в соответствие с требованиями реорганизации администрации.

В дополнение к этому был проведен анализ "дерева целей" администрации Воронежской области и предложены критерии и методика оценки эффективности их достижения.

Результаты

В рамках проекта консультантами Аналитического центра «Концепт» совместно с работниками администрации Воронежской области были получены следующие результаты:

 

Этап 1. Анализ и моделирование функциональной структуры управления администрации Воронежской области «как есть», диагностика системы управления, разработка предложений по оптимизации:

  • Аналитическая записка по результатам анализа и моделирования функциональной структуры управления администрации Воронежской области «как есть», диагностики системы управления, разработки предложений по оптимизации;
  • Анализ нормативно-правовой базы и регламентов деятельности администрации Воронежской области;
  • Предложения по совершенствованию системы организационного управления администрации Воронежской области:
    • Предложения по совершенствованию системы организационного управления администрации Воронежской области;
    • Обзор мнений экспертов по организационным формам совершенствования государственной власти.
Этап 2. Разработка проекта функциональной структуры администрации Воронежской области, соответствующей направлениям реорганизации системы управления и механизма ее кадрового обеспечения:
  • Система целей и критериев достижения целей, поставленных перед структурными подразделениями;
  • Методика оценки эффективности деятельности структурных подразделений администрации Воронежской области по достижению целей;
  • Комплект документов, описывающих модель организации деятельности, структуру и функции подразделений администрации Воронежской области, отвечающих целям реорганизации системы управления администрации Воронежской области – модель «как должно быть»:
    • Методические рекомендации с анализом типичных ситуаций по описанию функций подразделений администрации Воронежской области и их нормативно-правовых оснований;
    • Модель организации деятельности, организационная структура и функции подразделений администрации Воронежской области;
    • Методические рекомендации к распоряжению «О мерах по совершенствованию системы организационного управления администрации Воронежской области»;
    • Пример построения и нормативно-правового обоснования функциональной и организационной структуры подразделения администрации Воронежской области;
  • Результаты сопоставления нормативно-требуемой и фактической функциональной структуры администрации Воронежской области:
    • Раздаточные материалы к семинару-совещанию по проблемам совершенствования системы организационного управления администрации Воронежской области;
    • Отчет о проведении семинара-совещания по проблемам совершенствования системы организационного управления администрации Воронежской области;
    • Протоколы консультаций руководителей структурных подразделений по вопросам совершенствования системы организационного управления администрации Воронежской области;
    • Результаты сопоставления нормативно-требуемой и фактической функциональной структуры администрации Воронежской области;
  • Система управления персоналом – государственными (гражданскими) служащими администрации Воронежской области:
    • Рекомендации по оптимизации кадровой работы в администрации Воронежской области;
    • Проект организационной структуры системы управления персоналом администрации Воронежской области;
    • Проект функциональной структуры системы управления персоналом администрации Воронежской области;
    • Проект организационно-функциональной структуры системы управления персоналом администрации Воронежской области;
    • Рекомендации по определению механизмов выявления и разрешения конфликта интересов на государственной службе;
    • Рекомендации по внедрению должностных (служебных) регламентов на основе конкретизации обязанностей, полномочий и мер ответственности государственных служащих;
    • Рекомендации по формированию механизма подбора кадрового состава государственной службы, обеспечению должностного (служебного) роста государственных служащих на основе их профессиональных качеств.
Этапу 3. "Разработка программы перехода от модели организации деятельности «как есть» к модели «как должно быть»":
  • Анализ проводимых в администрации Воронежской области проектов по совершенствованию системы организационного управления и определение возможности их координации;
  • Перечень и формализованное описание деловых процессов реализации требуемой организационной структуры и функций подразделений администрации области;
  • Предложения по оптимизации системы исполнительных органов государственной власти Воронежской области и их штатной численности;
  • Проекты нормативных и организационно-распорядительных документов по приведению организационно-функциональной структуры администрации Воронежской области в соответствие с требованиями реорганизации администрации;
  • Дополнительное соглашение:

  • Методика планирования эффективной деятельности структурных подразделений и типового календарного плана работы;
  • Методические рекомендаций по выбору критериев оплаты труда государственных служащих в зависимости от эффективности (результативности) и степени достижения целей;
  • Методические рекомендаций по внедрению в служебную деятельность государственных служащих современных нематериальных методов стимулирования труда;
  • Принципы повышения престижа государственной службы и авторитета государственных служащих.