Оказание услуг по разработке механизмов определения целевых значений показателей качества образования

| | | |

сентябрь 2008 – январь 2009

Заказчик

Администрация города Перми

Отрасль

Государственное и муниципальное управление
  • Госуправление

Кооперация

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования взрослых «Исследовательский центр развития системы образования»

Участники проекта

Научный руководитель:
З.А. Кучкаров
Менеджер проекта:
Е.А. Каменев
Основные исполнители:
А.А. Сорокин, А.В. Седельников, А.Н. Жариков

Услуги

Разработка Концепции развития полифункционального территориального образования
  • Разработка миссии территориального образования
  • Разработка модели взаимодействия подсистем и субъектов территориального образования
  • Разработка модели потребностей субъектов
  • Разработка программы и организационно-правового и управленческого механизма реализации концепции развития
  • Разработка системы целей развития территориального образования

Предпосылки к реализации проекта

В период с сентября 2008 года по январь 2009 года Аналитическим центром «Концепт» была выполнена научно-исследовательская работа по разработке механизмов определения целевых значений показателей качества образования. Головным заказчиком работы являлся департамент образования администрации г. Перми.
Проблема, инициировавшая проект, состояла в отсутствии научно-обоснованных механизмов прогнозирования достижимых значений показателей управления качеством образования на уровне образовательных учреждений и вытекающей из этого невозможности распределить ответственность конкретных образовательных учреждений для достижения целевых значений показателей городского уровня.
Главная цель проекта – разработка научно-обоснованного подхода к прогнозированию достижимых значений показателей управления качеством образования и механизма определения целевых значений показателей для городского уровня и уровня образовательных учреждений на основании этого подхода.

Примененный подход

Для достижения главной цели проекта были проанализированы нормативные акты, содержащие показатели управления качеством образования начиная с федерального и заканчивая муниципальным уровнем. На основании проведенного анализа с применением процессного подхода была разработана детальная процессная модель системы образования. На её основании была разработана структура исчерпывающего реестра показателей качества образования. Было показано, что существующее разнообразие используемых показателей слабо оценивает или не оценивает вовсе некоторые аспекты образовательно-воспитательного процесса. По результатам структуризации показателей было также показано, что применение аналитических или численных методов для точного расчета целевых значений невозможно.
Из разнообразия оценочных методов расчета целевых значений была выбрана совокупность методов факторного анализа, применение которых совместно с процессной моделью стало основанием подхода к прогнозированию достижимых значений показателей управления качеством образования. В результата адаптации некоторых видов многомерного факторного анализа была разработана методика, описывающая последовательность организационно-расчётных действий, последовательность которых необходимо выполнить до получения конкретного целевого значения конкретного показателя.
Впервые в отрасли образования были связаны между собой факторы, так или иначе влияющие на образовательный результат, и существующее разнообразие показателей управления качеством образования, были введены понятия «фактор, влияющий на образовательный результат» и «факторный показатель», количественно характеризующий тот или иной фактор. Все факторы были разделены на три группы:
  • факторы внешней среды (факторы, оказывающие влияние на образовательный результат, которыми невозможно управлять в пределах полномочий городской системы управления образованием);
  • факторы функционирования и поддержания (факторы, на которые можно влиять в пределах существующей системы нормативного финансирования);
  • факторы развития (факторы, на которые невозможно влиять в пределах существующей системы нормативного финансирования, но можно влиять путем проектного и иных видов финансирования).
В результате применения такого подхода у департамента образования появился реальный управленческий инструмент, количественно характеризующий необходимые управленческие воздействия для достижения целевого качества образования. Для каждого конкретного образовательного учреждения теперь можно сказать насколько сильно окружающая его среда влияет на предоставляемое им качество образования, насколько эффективно тратится нормативное финансирование, сколько внебюджетных денег необходимо привлечь повышения конкретного показателя на 10% и т.д.
Моделирование конкретных ситуаций прогнозирования значений показателей управления качеством образования показало высокую точность и эффективность предложенного подхода. Однако недостаток статистической информации по значения показателей не позволил немедленно перейти на использование методики. В силу этого департаментом принято решение о подготовке технического задания на разработку автоматизированной системы сбора, обработки и хранения статистической информации о состоянии городской системы образования и автоматизированной информационной системы, поддерживающей принятие решений по управлению качеством образования на основании обработки данных по предложенной методике.

Результаты

В результате выполнения работ были получены следующие содержательные достижения:
  1. Описана структура существующих проблем управления качеством образования г. Перми. Проблемы проинтерпретированы с точки зрения разработанной процессной модели системы образования.
  2. Разработан подход и описано разнообразие существующих и возможных показателей управления качеством образования г. Перми. В соответствии с подходом проведена структуризация существующих показателей управления качеством образования г. Перми. Все показатели собраны в единый реестр. Описана структура перспективного, более полного реестра показателей.
  3. Разработан комбинированный организационно-расчетный механизм определения целевых значений показателей управления качеством образования г. Перми, основанный на методах факторного анализа и оформленный в виде методики.
  4. Описана технология постановки муниципального задания, общий порядок принятий управленческих решений, даны предложения по проектам положений о стимулировании руководителей и стимулировании работников образовательных учреждений.
  5. На примере трёх аспектов образовательно-воспитательного процесса продемонстрирована последовательность действий по определению показателей результативности и факторных показателей. Проведено экспертное ранжирование факторных показателей по степени их влияния на результат.
В дополнение к основным результатам был разработан и описан управленческий механизм решения проблемы неудовлетворенности индивидуального запроса на образовательные услуги.

 

Похожие записи