Разработка Экологической промышленной политики и модельной структуры Экологического кодекса

| | | | |

январь 2012 – март 2014

Цели

Разработка Экологической промышленной политики, Разработка модельного Экологического кодекса.

Заказчик

РСПП

Отрасль

Государственное и муниципальное управление
  • Госуправление
  • Экология

Участники проекта

Научный руководитель:
Кучкаров З. А.
Менеджер проекта:
Локотилов Е. В.
Основные исполнители:
Никандрова Я. А., Воскресенский К. В., Никитин А. В., Сухарев Я. В.

Услуги

Стратегическое планирование и управление:
  • Информационно-аналитическое обеспечение реализации стратегии
  • Механизмы реализации стратегии, в том числе целевые программы, проекты и планы мероприятий
  • Проекты государственных отраслевых, региональных и муниципальных стратегий и политик
Восстановление управляемости в организации:
  • Разработка технического задания на проектирование и внедрение эффективной системы организационного управления
Экспертиза и разработка комплексов нормативных документов:
  • Анализ социально-экономических последствий принятия нормативных правовых актов
  • Логический анализ и системная оценка комплексов нормативных правовых актов

Развитие проекта

  • Экологические требования

Предпосылки к реализации проекта

Промышленность и общество нуждаются в выработке новой экологической промышленной политики. Концепция экологической промышленной политики была выработана в проекте «Разработка Концепции экологической промышленной политики», на её основе в продолжение работы и была реализована Экологическая промышленная политика – точка зрения социально и экологически ответственного бизнеса на то, как государство должно осуществлять регулирование в экологической сфере в отношении производственных предприятий.

Примененный подход

Применяемый подход к созданию модельной структуры Экологического кодекса включает создание базовой теоретической основы для структуризации норм экологического кодекса. Полная структура кодекса формируется на основе единой концептуальной модели с несколькими уровнями конкретизации. В этом состоит отличие настоящего подхода от существующих эмпирических подходов к структуризации системы норм, в том числе при кодификации.

  • Для определения структуры сферы регулирования построена концептуальная модель «экологического промышленного отношения». На ее основе формируется полная структура (типология) предмета правоотношений сторон как объекта регулирования.
  • Для формирования структуры системы регулирования построена концептуальная модель «системы регулируемых правоотношений и системы регулирования правоотношений», включая акты нормотворчества, акты нормоприменения, иерархии нормативных правовых актов, иерархии полномочий и компетенций.
  • Для обеспечения полного, без потерь и противоречий, перевода концептуальной модели сферы регулирования, включая типологию объектов правоотношений, в интерпретированную модель правоотношений, включая уровни регулирования, предложен методический подход и специальный словарь – тезаурус.

Необходимо отметить, что в проводимом здесь подходе речь не идет о так называемом «модельном законе» в профессиональном понимании юристов, когда имеется текст, который нуждается лишь в доработке и привязке к существующей нормативной правовой базе, но именно о новой концептуальной модели экологических отношений и, соответственно, Экологического кодекса.

Результаты

  1. Проведён анализ системы охраны окружающей среды. По результатам анализа принято решение о необходимости менять сложившуюся систему регулирования в сфере промышленной экологии на целевое регулирование путем реализации экологической промышленной политики (ЭПП).
  2. Разработана экологическая промышленная политика.
    • Выработаны идеи, принципы и механизмы целевого регулирования.
    • Определён объект регулирования: промышленное экологическое отношение, понимаемое как составное субъект-субъектное отношение (субъект хозяйственной деятельности → воздействие → среда и ее изменение → субъект жизнедеятельности/хозяйственной деятельности и последствия для него)
    • Разработаны ключевые меры экологической промышленной политики (ЭПП) по следующим направлениям:
      • нормирование
      • разрешительные процедуры
      • платежи
      • контроль
      • выработка экологически обеспеченных решений
      • ЭПП одобрена постановлением Бюро Правления РСПП от 03.03.2014 № 37/3
  3. Разработан план проведения экологической реформы для реализации экологической промышленной политики.
    • Цель реформы: создание новой системы регулирования, которая бы предоставляла развитые современные правовые механизмы достижения баланса экономических, экологических и социальных интересов (основанные на сочетании публично-правового и частноправового регулирования). Реализация данной цели позволит достичь частных целей:
      • снижение административных барьеров (для бизнеса);
      • повышение качества среды обитания (для населения);
      • повышение эффективности регулирования (для государства).
    • Выработаны идеи и принципы реализации экологической реформы:
      • выделение в отдельную сферу регулирования экологических промышленных отношений;
      • создание механизмов урегулирования причиненного вреда, предотвращения потенциального вреда неопределенному кругу лиц и вреда, имеющего отдаленный характер;
      • введение ответственности органов власти и должностных лиц за результат;
      • кодификация экологического законодательства с целью пересмотра и доработки системы понятий в экологии, перехода к законам прямого действия, сокращения процедурных усилий на согласование столь существенных массовых изменений нормативной базы, создания управляемой и логически понятной структуры законодательства для его дальнейшего контролируемого развития, гармонизации российского законодательства с международным, в том числе с учетом вступления России в ВТО и ОЭСР.
    • Определены этапы реализации экологической реформы:
      • Этап 1 (2013-2014 гг.) – устранение недостатков действующего природоохранительного законодательства, условно называемых «абсурдами;
      • Этап 2 (2014-2015 гг.) – реинжиниринг действующей системы управления природоохранной деятельностью;
      • Этап 3 (2016-2018 гг.) – переход на правильно сконструированные целостные «экологические правоотношения».
  4. Для создания Экологического кодекса
    • Проведён анализ существующих кодексов и попыток их создания.
    • Разработана структура Экологического кодекса на основе применения методов концептуального анализа и проектирования к нормированию и законодательному оформлению экологических отношений в части промышленной экологии.

Похожие записи