Разработка Экологической промышленной политики и модельной структуры Экологического кодекса
январь 2012 – март 2014
Цели
Разработка Экологической промышленной политики, Разработка модельного Экологического кодекса.
Заказчик
РСПП
Отрасль
Государственное и муниципальное управление
- Госуправление
- Экология
Участники проекта
- Научный руководитель:
- Кучкаров З. А.
- Менеджер проекта:
- Локотилов Е. В.
- Основные исполнители:
- Никандрова Я. А., Воскресенский К. В., Никитин А. В., Сухарев Я. В.
Услуги
Стратегическое планирование и управление:
- Информационно-аналитическое обеспечение реализации стратегии
- Механизмы реализации стратегии, в том числе целевые программы, проекты и планы мероприятий
- Проекты государственных отраслевых, региональных и муниципальных стратегий и политик
Восстановление управляемости в организации:
- Разработка технического задания на проектирование и внедрение эффективной системы организационного управления
Экспертиза и разработка комплексов нормативных документов:
- Анализ социально-экономических последствий принятия нормативных правовых актов
- Логический анализ и системная оценка комплексов нормативных правовых актов
Развитие проекта
- Экологические требования
Предпосылки к реализации проекта
Промышленность и общество нуждаются в выработке новой экологической промышленной политики. Концепция экологической промышленной политики была выработана в проекте «Разработка Концепции экологической промышленной политики», на её основе в продолжение работы и была реализована Экологическая промышленная политика – точка зрения социально и экологически ответственного бизнеса на то, как государство должно осуществлять регулирование в экологической сфере в отношении производственных предприятий.
Примененный подход
Применяемый подход к созданию модельной структуры Экологического кодекса включает создание базовой теоретической основы для структуризации норм экологического кодекса. Полная структура кодекса формируется на основе единой концептуальной модели с несколькими уровнями конкретизации. В этом состоит отличие настоящего подхода от существующих эмпирических подходов к структуризации системы норм, в том числе при кодификации.
- Для определения структуры сферы регулирования построена концептуальная модель «экологического промышленного отношения». На ее основе формируется полная структура (типология) предмета правоотношений сторон как объекта регулирования.
- Для формирования структуры системы регулирования построена концептуальная модель «системы регулируемых правоотношений и системы регулирования правоотношений», включая акты нормотворчества, акты нормоприменения, иерархии нормативных правовых актов, иерархии полномочий и компетенций.
- Для обеспечения полного, без потерь и противоречий, перевода концептуальной модели сферы регулирования, включая типологию объектов правоотношений, в интерпретированную модель правоотношений, включая уровни регулирования, предложен методический подход и специальный словарь – тезаурус.
Необходимо отметить, что в проводимом здесь подходе речь не идет о так называемом «модельном законе» в профессиональном понимании юристов, когда имеется текст, который нуждается лишь в доработке и привязке к существующей нормативной правовой базе, но именно о новой концептуальной модели экологических отношений и, соответственно, Экологического кодекса.
Результаты
- Проведён анализ системы охраны окружающей среды. По результатам анализа принято решение о необходимости менять сложившуюся систему регулирования в сфере промышленной экологии на целевое регулирование путем реализации экологической промышленной политики (ЭПП).
- Разработана экологическая промышленная политика.
- Выработаны идеи, принципы и механизмы целевого регулирования.
- Определён объект регулирования: промышленное экологическое отношение, понимаемое как составное субъект-субъектное отношение (субъект хозяйственной деятельности → воздействие → среда и ее изменение → субъект жизнедеятельности/хозяйственной деятельности и последствия для него)
- Разработаны ключевые меры экологической промышленной политики (ЭПП) по следующим направлениям:
- нормирование
- разрешительные процедуры
- платежи
- контроль
- выработка экологически обеспеченных решений
- ЭПП одобрена постановлением Бюро Правления РСПП от 03.03.2014 № 37/3
- Разработан план проведения экологической реформы для реализации экологической промышленной политики.
- Цель реформы: создание новой системы регулирования, которая бы предоставляла развитые современные правовые механизмы достижения баланса экономических, экологических и социальных интересов (основанные на сочетании публично-правового и частноправового регулирования). Реализация данной цели позволит достичь частных целей:
- снижение административных барьеров (для бизнеса);
- повышение качества среды обитания (для населения);
- повышение эффективности регулирования (для государства).
- Выработаны идеи и принципы реализации экологической реформы:
- выделение в отдельную сферу регулирования экологических промышленных отношений;
- создание механизмов урегулирования причиненного вреда, предотвращения потенциального вреда неопределенному кругу лиц и вреда, имеющего отдаленный характер;
- введение ответственности органов власти и должностных лиц за результат;
- кодификация экологического законодательства с целью пересмотра и доработки системы понятий в экологии, перехода к законам прямого действия, сокращения процедурных усилий на согласование столь существенных массовых изменений нормативной базы, создания управляемой и логически понятной структуры законодательства для его дальнейшего контролируемого развития, гармонизации российского законодательства с международным, в том числе с учетом вступления России в ВТО и ОЭСР.
- Определены этапы реализации экологической реформы:
- Этап 1 (2013-2014 гг.) – устранение недостатков действующего природоохранительного законодательства, условно называемых «абсурдами;
- Этап 2 (2014-2015 гг.) – реинжиниринг действующей системы управления природоохранной деятельностью;
- Этап 3 (2016-2018 гг.) – переход на правильно сконструированные целостные «экологические правоотношения».
- Цель реформы: создание новой системы регулирования, которая бы предоставляла развитые современные правовые механизмы достижения баланса экономических, экологических и социальных интересов (основанные на сочетании публично-правового и частноправового регулирования). Реализация данной цели позволит достичь частных целей:
- Для создания Экологического кодекса
- Проведён анализ существующих кодексов и попыток их создания.
- Разработана структура Экологического кодекса на основе применения методов концептуального анализа и проектирования к нормированию и законодательному оформлению экологических отношений в части промышленной экологии.