Анализ и разработка рекомендаций по совершенствованию федеральной системы стратегических целей, тактических задач, показателей и форм отчетности в сфере недропользования

| | | |

август 2007 – ноябрь 2008

Цели

Системный анализ, разработка системного подхода, процессной модели и рекомендаций по созданию сбалансированной системы управленческих показателей результативности деятельности системы МПР России в сфере недропользования

Заказчик

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Отзыв клиента

Отрасль

Государственное и муниципальное управление
  • Энергетика

Кооперация

ФГУП «Институт геологии и разработки горючих ископаемых»

Участники проекта

Научный руководитель:
З.А. Кучкаров
Менеджер проекта:
Е.А. Каменев
Основные исполнители:
К.В. Табаков, Р.С.-М. Терлекчи, О.В. Заманова

Услуги

Стратегическое планирование и управление:
  • Анализ адекватности системы форм отчётности системе показателей стратегических целей и тактических задач
  • Анализ взаимного соответствия стратегических целей, тактических задач и показателей их достижения
Создание систем бюджетирования, ориентированных на результат:
  • Стратегические цели, задачи и сбалансированные показатели их достижения

Предпосылки к реализации

В период с августа 2007 г. по ноябрь 2008 г. Аналитическим центром «Концепт» был проведен ряд работ по проведению системного анализа, разработке системного подхода, процессной модели и рекомендаций по созданию сбалансированной системы управленческих показателей результативности деятельности системы МПР России в сфере недропользования.

Примененный подход

Для разработки рекомендаций по созданию сбалансированной системы управленческих показателей результативности деятельности системы МПР России в сфере недропользования был применен процессный подход. Суть подхода заключается в моделировании управляемой деятельности в процессном виде и выделении наблюдаемых элементов входов и выходов процессов и последующей их (элементов) метризации. Помимо показателей результативности, теоретически выделены еще и показатели эффективности, безопасности и обеспеченности подпроцессов процесса недропользования. Реконструкция процесса недропользования проведена по его описанию в нормативно-правовой базе (см.[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7]). Применение описанного подхода к разработке показателей обеспечивает целостное рассмотрение состояния отрасли и возможность получения огромного разнообразия показателей. 

ОСНОВНЫЕ ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ДОКУМЕНТЫ:

  1. Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах».
  2. Приказ Минприроды России от 16 июля 2008 № 151 «Об утверждении Долгосрочной государственной программы изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья».
  3. ВЦП «Геологоразведочные работы общегеологического и специального назначения».
  4. Приказ МПР России от 7 февраля 2001 г. № 126 «Об утверждении Временных положения и классификаций».
  5. Приказ МПР России от 11 декабря 2006 г. № 278 «Об утверждении Классификации запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых».
  6. Приказ МПР России от 30 июля 2007 г. № 195 «Об утверждении Классификации запасов и прогнозных ресурсов питьевых, технических и минеральных подземных вод».
  7. Распоряжение МПР России от 5 июля 1999 г. № 832-р «Об утверждении Положения о порядке проведения геологоразведочных работ по стадиям и этапам».

Результаты

В ходе выполнения работ по проекту были выявлены проблемы управления результативностью деятельности системы МПР России в сфере недропользования, которые можно разделить на два блока. Первый блок проблем можно охарактеризовать как логические ошибки системы стратегических целей, тактических задач и показателей системы МПР России, второй – как проблемы мониторинга результативности деятельности системы МПР России в сфере недропользования. Все выявленные проблемы первого блока характерны почти для всех докладов о результатах и основных направлениях деятельности всех федеральных исполнительных органов государственной власти. Укрупнено они представлены ниже: 
  • логические ошибки декомпозиции стратегических целей на тактические задачи, например: содержание тактической задачи шире, чем содержание декомпозируемой стратегической цели;
  • декомпозиция стратегической цели на тактические задачи проведена по нескольким логическим основаниям, и при этом упущены некоторые тактические задачи. К тому же, не различены понятия «стратегическая цель» и «тактическая задача», поэтому одна и та же формулировка может претендовать как на статус стратегической цели, так и на статус тактической задачи;
  • логические ошибки формирования системы показателей для определения степени достижения стратегических целей и / или тактических задач, например: показатель по содержанию не относится к стратегической цели и / или тактической задаче; показатель характеризует не результат (степень достижения стратегической цели и / или тактической задачи), а средство достижения результата. Такие показатели говорят о том, «как хорошо/плохо мы работали», но не дают ответа на вопрос, что же в результате было получено;логическая ошибка формирования системы показателей для стратегической цели и декомпозирующих ее тактических задач: отсутствует функциональная связь между показателями тактических задач, декомпозирующих стратегическую цель, и показателями стратегической цели. Это приводит к тому, что достижение целевых значений показателей всех тактических задач, декомпозирующих стратегическую цель, не обеспечивает достижение целевых значений показателей стратегической цели. При этом можно говорить об отсутствии именно системы показателей для стратегической цели и декомпозирующих ее тактических задач.

Второй блок представлен следующими проблемами:

  • наблюдается дублирование данных, собираемых по различным формам федерального статистического наблюдения. В результате недропользователи вынуждены регулярно предоставлять органам государственной власти «ненужную» для решения актуальных задач государственного управления информацию, дублируя ее в разных формах статистической отчетности. Одни и те же данные в разных формах представляются в различных аналитических срезах. Многие формы не содержат инструкций по их заполнению. Обработка информации по некоторым формам не может быть автоматизирована «в принципе» из-за слабой структуризации данных;
  • существующая система форм федерального статистического наблюдения не обеспечивает показатели стратегических целей и тактических задач системы МПР России. Проекты форм федерального статистического наблюдения и проекты ведомственных форм отчетности не смогут обеспечить «донесение» требуемой информации до МПР России.

Результатом работ являются разработанные рекомендации по совершенствованию:

  • системы стратегических целей, тактических задач и показателей результативности деятельности системы МПР России в сфере недропользования;
  • системы форм федерального статистического наблюдения и ведомственной отчетности для целостного и достаточного обеспечения системы МПР России данными для расчета значений показателей стратегических целей и тактических задач системы МПР России в сфере недропользования.
Данные рекомендации были использованы при подготовке Доклада о результатах и основных направлениях деятельности МПР России на 2009-2011 годы и при модернизации форм федерального статистического наблюдения и ведомственной отчетности в сфере недропользования.

 

Похожие записи