НИР «Разработка системы целей и показателей деятельности департаментов Министерства»

| | | |

август 2007 – октябрь 2007

Цели

Анализ деятельности пилотных департаментов Министерства (3 департамента), разработка системы целей и показателей их деятельности.

Заказчик

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации

Отрасль

Государственное и муниципальное управление
  • Госуправление

Кооперация

ЗАО «Прогноз»

Участники проекта

Научный руководитель:
З.А. Кучкаров
Менеджер проекта:
Е.А. Каменев
Основные исполнители:
К.В. Табаков, Р.С.-М. Терлекчи

Предпосылки к реализации проекта

Введение в Министерстве наряду с другими субъектами бюджетного планирования целевого планирования деятельности в рамках концепции реформирования бюджетирования и перехода к бюджетированию по целям, обеспечило возможность перехода к новому принципу внутреннего планирования деятельности Министерства и его структурных подразделений – планированию по целям, что сделало потенциально возможным проведение оценки эффективности и результативности деятельности Министерства и его структурных подразделений. В рамках НИОКР 2006 года была разработана  методика оценки эффективности деятельности Министерства на основе достигнутых результатов, а также программный макет Информационной системы мониторинга, анализа и оценки эффективности результатов деятельности Министерства и оценки эффективности труда сотрудников, реализующий данную Методику (далее Система оценки эффективности). Апробация разработанной Методики с помощью программного макета  продемонстрировала потенциальную возможность использования таких подходов к оценке и ее автоматизации в Министерстве, но позволили установить отсутствие сформулированных целевых показателей и деятельностей для структурных подразделений Министерства и сложности их формулировки. Отсутствие целевых показателей для структурных подразделений не позволяет внедрить Методику в Министерстве, в то время как ее использование обеспечило бы переход на качественно новый уровень управления в Министерстве, поддержку принятия управленческих решений и возможность переход к новой системе мотивации сотрудников  на основе достигнутых результатов, что, несомненно, положительным образом сказалось бы на качестве их работы и работы Министерства в целом.

Примененный подход

Источниками для анализа деятельности департаментов Министерства являются:
  • Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства (далее – ДРОНД Министерства);
  • Положения о департаментах, деятельность которых анализируется.
 Анализа деятельности департаментов Министерства проводился по следующим шагам:
  1. Выделение из положений о департаментах Министерства их (департаментов) полномочий. Результатом будет являться список полномочий департаментов Министерства.
  2. Выделение из положений о департаментах Министерства их (департаментов) видов деятельности. Результатом будет являться список видов деятельности департаментов Министерства, выделенных из положений о них.
  3. Соотнесение выделенных из положений о департаментах Министерства полномочий с выделенными из положений о департаментах Министерства видами деятельности. Результатом будут являться пробелы и несоответствия выделенных полномочий выделенным видами деятельности.
  4. Выделение видов деятельности (как программных так и непрограммных) департаментов Министерства из ДРОНД Министерства.Результатом будет являться список видов деятельности департаментов Министерства, выделенных из ДРОНД Министерства.
  5. Соотнесение видов деятельности департаментов Министерства, выделенных из положений о них, с видами деятельности, выделенных из ДРОНД Министерства.Результатом будут являться пробелы и несоответствия видов деятельности департаментов Министерства, выделенных из положений о них, видами деятельности, выделенных из ДРОНД Министерства. Т.е. виды деятельности, которые указаны в положении, но не указаны в ДРОНД Министерства, и те, которые указаны в ДРОНД Министерства, но не указаны в положении.
  6. Выделение из ДРОНД Министерства основных мероприятий программ и непрограммных видов деятельности, администратором которых являются департаменты Министерства.Результатом будет являться список основным мероприятий программ и непрограммных видов деятельности, администратором которых являются департаменты Министерства.
  7. Выделение из ДРОНД Министерства показателей, характеризующих степень реализации программ и осуществления непрограммных видов деятельности, администратором которых являются департаменты Министерства.Результатом будет являться список показателей, характеризующих степень реализации программ и осуществления непрограммных видов деятельности, администратором которых являются департаменты Министерства.
  8. Соотнесение основных мероприятий программ и непрограммных видов деятельности, выделенных из ДРОНД Министерства, с показателями, характеризующими степень реализации программ и осуществления непрограммных видов деятельности. Результатом будут являться пробелы и несоответствия основных мероприятий программ и непрограммных видов деятельности показателям, характеризующим степень реализации программ и осуществления непрограммных видов деятельности. Т.е. основные мероприятия, которые не характеризуют никакие показатели, и показатели, которые не характеризуют никакие основные мероприятия.
Разработка системы целей и показателей деятельности департаментов Министерства была проведена как заполнение выявленных в ходе анализа деятельность данных департаментов пробелов и несоответствий. Данная разработка осуществлена по следующим основным шагам:
  1. По каждому виду деятельности департаментов Министерства, выявленных в ходе анализа их деятельности, формулируется цель данного департамента. Результатом будет являться научно обоснованная система целей департаментов Министерства.
  2. Каждой цели департамента Министерства сопоставляется набор основным мероприятий, направленных на достижение данной цели. Причем данный набор основных мероприятий не должен выходить за рамки полномочий департамента Министерства, относящимся к данному виду деятельности. Результатом будет являться научно обоснованная матрица целей и основных мероприятий департаментов Министерства.
  3. Каждому основному мероприятию ставиться в соответствие показатель, характеризующий степень реализации данного мероприятия. Результатом будет являться научно обоснованная система целей и показателей департаментов Министерства.
Для разработки каждого был применен оригинальный подход, основанный на различении показателей выполнения самого мероприятия и показателей качества результата мероприятия (как удовлетворенность «ожиданий потребителей результата» выполнения мероприятия).

Результаты

В результате работы получены:
  • анализ деятельности пилотных департаментов Министерства (выводы относительно соответствия между полномочиями, видами деятельности, закрепленными в положениях о департаментах Министерства, и видами деятельности, закрепленными в ДРОНД Министерства; выявлены отсутствующие цели и показатели департаментов в ДРОНД Министерства и т.д.);
  • разработка системы целей и показателей деятельности пилотных департаментов Министерства (в общей сложности по трем департаментам Министерства разработано 21 недостающее основное мероприятие и 221 недостающий показатель деятельности Департамента).

Похожие записи