Справка о проекте АИС ГВР
Краткая справка о проекте по построению Автоматизированной информационной системе «Государственный водный реестр».
Государственный водный реестр (далее ГВР) введён в действие Водным кодексом с 2007 года как преемник существовавшего Государственного водного кадастра (далее ГВК). Таким образом, создание ГВР стало одной из основных задач развития Федерального агентства водных ресурсов в 2007 году. В правовом поле к моменту начала работ по ГВР были определены лишь названия 11 обязательных разделов ГВР: статьёй 31 Водного кодекса заданы направления для дальнейшей конкретизации структуры ГВР. Полномочия, возложенные на Росводресурсы по ведению ГВР в условиях нормативной неопределенности, послужили предпосылкой проведения данной работы.
Перед создателями ГВР были поставлены чрезвычайно сжатые сроки (на грани разумного) по одновременной разработке детальной структуры ГВР, созданию Автоматизированной информационной системы «Государственный водный реестр» (АИС ГВР) и наполнению АИС ГВР историческими данными.
Результаты данной работы обеспечивают Росводресурсам возможность исполнения полномочий, определённых Постановлением Правительства № 253 от 28.04.2007 за счёт заполнения нормативно-методического вакуума в регламентирующей ГВР области, а также создания автоматизированного средства по ведению ГВР — Автоматизированной информационной системы «Государственный водный реестр».
Нормативная неопределённость в регламентации структуры ГВР определила специфический подход к разработке научно-методического обеспечения, суть которого состоит в сборе эмпирически сложившихся норм в области управления водохозяйственным комплексом, анализе актуальности и применимости заданных норм в настоящих условиях, в концептуальном проектировании модели нормативного обеспечения ГВР, нормализации полученного массива информации (определение логической модели данных АИС ГВР), концептуальном проектировании систем организационного управления ГВР.
Основные задачи, поставленные перед Аналитическим центром «Концепт», заключались в следующем:
- разработка детализированной структуры ГВР в условиях отсутствия нормативных требований к формам ГВР;
- сбор и систематизация существующих справочников и классификаторов, используемых для ведения ГВР;
- реконструкция существующих и разработка новых процедур сбора информации для наполнения ГВР;
- согласование с внешними ведомствами процедур и форм предоставления сведений в ГВР;
- разработка проекта организационной формы в рамках Росводресурсов, обеспечивающей ведение ГВР;
- разработка АИС ГВР, обеспечивающей внесение, хранение и предоставление сведений ГВР;
- разработка политики информационной безопасности АИС ГВР;
- сбор, обработка и внесение в АИС ГВР исторических сведений (сведений о мелиоративных ВХС и ГТС, сведений гидрологической изученности поверхностных вод, сведений подсистемы ресурсов и качества поверхностных вод, сведений о лицензиях и договорах водопользования, сведений регистра ГТС).
Ключевое решение, возникшее при реализации поставленных задач, состояло в аспектном различении ГВР как системы организационного управления Государственным водным реестром и автоматизированной информационной системы «Государственный водный реестр».
Основным результатом проведённой работы стала информационная система, реализующая концепцию корпоративного Хранилища данных. При разработке АИС ГВР, в первую очередь, потребовалось провести концептуальную реконструкцию всех областей, сведения о которых должны быть включены в ГВР. Границы областей должны были определяться утверждённой в нормативных актах структурой ГВР, однако, к моменту начала проекта (март 2007 г.) соответствующие документы ещё не были изданы. В этих обстоятельства разработчикам, фактически, с нуля пришлось самостоятельно определять границы предметных областей и осуществлять их концептуализацию. При этом существовал риск, что терминальная концептуальная модель ГВР может не учесть целиком требования к структуре ГВР, утверждённые впоследствии Министерством природных ресурсов. В этом случае потери времени составили бы 15% времени всего проекта. Данный риск удалось избежать только благодаря тщательности проработки предметных областей, точно сформулированной области применения ГВР и оптимальным составом базовых концептуальных схем. Модель данных АИС ГВР включает в себя более 130 сущностей, более 1 000 атрибутов и десятка тысяч отношений между ними.
В соответствии с Постановлением Правительства № 253 от 28.04.2007 (ПП 253) ГВР должен включать в себя сведения прекратившего своё существование ГВК, таким образом, концептуальная модель данных ГВР должна обеспечивать хранение данных ГВК. В связи с тем, что структура ГВК формировалась в режиме нормативно-правового складывания, в рамках концептуального проектирования модели данных ГВР была решена задача по концептуальной реконструкции модели данных ГВК. К моменту выхода данного постановления разработанная модель данных ГВР позволила учесть не только структуру сведений ГВК, но и требования, предъявляемые к данным, которые внешние ведомства должны передать Росводресурсам для наполнения ГВР.
Будучи заинтересованным в согласованности модели данных ГВР и структуры данных, поступающих от внешних ведомств, Аналитический центр «Концепт» вне рамок госконтракта провёл серию из 34 встреч с 11 ведомствами (Росгидромет, Минсельхоз, Росрегистрация, Росрыболовство, Росморречфлот, Роснедвижимость, Ространснадзор, Росприроднадзор, Ростехнадзор, Роснедра, Роспотребнадзор), Министерством природных ресурсов и Росводресурсами в целях согласования возможностей этих ведомств, требований ПП 253 и разработанной в рамках данной работы модели данных ГВР.
В процессе создания АИС ГВР перед исполнителем возникла задача по выработке единого подхода к кодированию нормативно-справочной информации, а также к организации интерфейса ввода информации в АИС ГВР. Была проведена работа по анализу и систематизации существующих кодификаторов, сбору существующих справочников и классификаторов, по объединению их в единую систему. В некоторых ситуациях при типизации различных справочников необходимые нормы отсутствовали в существующем правовом поле, в связи с чем приходилось искать специалистов, обладающих «сакральным знанием», и фиксировать их мнения как проектные решения, требующие впоследствии (вне рамок проекта) нормативного определения в отраслевых правовых актах Министерства природных ресурсов.
Создание информационной системы сопровождалось разработкой новых систем организационного управления, задача которых заключается в управлении функционированием и поддержанием ГВР и АИС ГВР. Особенность данных работ состояла в том, что с прекращением ведения ГВК исчезли правовые основания для сбора сведений, ранее передававшихся в ГВК из различных ведомств. При этом ГВР как преемник ГВК должен иметь необходимые механизмы по сбору сведений, в том числе, включавшихся ранее в ГВК. Разработанный проект системы организационного управления выполнен исходя из возможностей госконтракта, а не потребности, критичность удовлетворения которой определяет жизнеспособность государственного водного реестра.
Сильно редуцированная модель системы управления государственным водным реестром вылилась в создание комплекса нормативных документов, регламентирующих наиболее важные аспекты:
- организационную и функциональную структуру Отдела по ведению ГВР;
- осуществление взаимодействия Отдела по ведению ГВР с Отделом информационного обеспечения;
- управление полномочиями доступа к АИС ГВР;
- администрирование АИС ГВР;
- внесение изменений в настройки АИС ГВР.
При разработке АИС ГВР был поднят вопрос по обеспечению безопасности сведений, поступающих и хранящихся в АИС ГВР. В рамках решения данной задачи был проведён анализ разработанной модели данных на предмет потенциального попадания в АИС ГВР информации закрытого доступа. В результате была разработана и согласована во ФСТЭК России Концепция информационной безопасности АИС ГВР, определяющая политику по обеспечению безопасности АИС ГВР.
При разработке информационной платформы АИС ГВР в основу был заложен принцип, обеспечивающий целостность поступающей информации, доступность информации подразделениям Росводресурсов, масштабируемость решения при увеличении числа пользователей АИС ГВР, возможность многократного увеличения хранимой информации. В качестве базового программного продукта использовалось решение SAP NetWeaver, установленное в системе трёх серверов на территории Росводресурсов, позволяющих физически разделить процессы по разработке/тестированию АИС ГВР и продуктивной эксплуатации АИС ГВР. Такой подход обеспечил высокую надёжность системы к возможным изменениям и сбоям. Работа пользователей с АИС ГВР возможна из любого подразделения Росводресурсов (а также подведомственной организации) при наличии соответствующих полномочий. Экономический эффект централизованного решения возникает при масштабируемости системы: для подключения дополнительных рабочих мест не требуется установка дополнительного оборудования, так как работа выполняется на центральном сервере в Росводресурсах.
В связи с тем, что запуск АИС ГВР в эксплуатацию требует наличия «исторических» данных, в рамках выполняемой работы были подготовлены сведения по основным разделам АИС ГВР. Подготовка сведений осуществлялась профильными организациями Росгидромета (ВНИИ ГМИ МЦД), Минсельхоза (ВНИИ ГиМ), а также Росводресурсов (Центр российского регистра ГТС и ГВК). Для придания официального статуса сведениям, передаваемым в АИС ГВР, была проведена дополнительная работа по их документированию, что даёт им право являться сведениями ГВР.
В процессе создания Государственного водного реестра была создана проектная команда, обладающая уникальной компетенцией в различных прикладных областях управления водными ресурсами. В общей сложности над проектом работало более 100 человек в кооперации из десяти организаций различной ведомственной и отраслевой принадлежности. Созданная в результате АИС ГВР позволяет уже на текущий момент получать информацию по 50 000 водным объектам, более 7 000 гидротехнических сооружений, около 300 водохозяйственных систем и нескольким десяткам тысяч водопользователей. Масштаб и сложность реализованной системы позволяют говорить о её уникальности не только в России, но и в мировом масштабе.
Соисполнителями Аналитического центра «Концепт» в этом проекте выступили:
- Закрытое акционерное общество «Ай-Теко»;
- Общество с ограниченной ответственностью «АСАП Консалтинг»;
- Автономная некоммерческая организация «ВНИИ ГМИ МЦД»;
- Государственное учреждение Институт водных проблем Российской академии наук;
- Федеральное государственное унитарное предприятие «Центр Российского регистра гидротехнических сооружений и государственного водного кадастра»;
- Федеральное государственное унитарное предприятие «Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти ЦИТиС»;
- Всероссийский научно-исследовательский институт гидротехники и мелиорации им. А. Н. Костякова (ВНИИ ГИМ);
- Закрытое акционерное общество «Прософт-М»;
- Общество с ограниченной ответственностью «МаксиНэт».