Комплекс услуг по реформированию здравоохранения и повышению качества медицинской помощи в Ленинградской области

| | | | |

ноябрь 2008 – декабрь 2009

Заказчик

Правительство Ленинградской области
Комитет по здравоохранению Ленинградской области

Отрасль

Государственное и муниципальное управление
  • Госуправление
  • Законодательство

Участники проекта

Научный руководитель:
Кучкаров З.А.
Менеджер проекта:
Локотилов Е.В.
Основные исполнители:
Седельников М.В., Каменев В.А.

Услуги

Стратегическое планирование и управление:
  • Анализ действующих стратегических документов
  • Проекты государственных отраслевых, региональных и муниципальных стратегий и политик
Создание систем бюджетирования, ориентированных на результат:
  • Диагностика действующей системы управления по результатам
  • Механизмы стимулирования достижения целей
  • Стратегические цели, задачи и сбалансированные показатели их достижения
Экспертиза и разработка комплексов нормативных документов:
  • Логический анализ и системная оценка комплексов нормативных правовых актов
  • Проекты законов и подзаконных актов

Развитие проекта

  • Разработка методических рекомендаций по повышению эффективности реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования

Проектная история

  • Комплекс услуг по разработке и внедрению системы бюджетирования, ориентированного на результат с переходом на одноканальное финансирование учреждений здравоохранения Ленинградской области

Предпосылки к реализации проекта

В 2007 году стартовал переход на БОР государственных учреждений здравоохранения. Разработанные в политике здравоохранения области цели нельзя применить к государственным учреждениям напрямую, поскольку государственные учреждения несут ответственность не за население территории, а за заболеваемость в рамках групп заболеваний. Фактически, можно говорить о том, что в госучреждения передаются на лечение из районов самые сложные случаи заболеваний, т.е. в определенном смысле они выполняют функцию аутсорсинга по отношению к учреждениям здравоохранения муниципальных районов. Должно быть налажено четкое (регламентированное) взаимодействие и распределение ролей между муниципальными и государственными учреждениями. Стала необходима детальная разработка целей совместно с администрациями государственных учреждений здравоохранения.

Данные мероприятия дают возможность снизить дублирования между муниципальными и областными учреждениями здравоохранения, а также снизить долю «простых» услуг, повысить долю и количество высокотехнологичной помощи.

С учетом тиражирования опыта работы учреждений здравоохранения в схеме БОР, назрела необходимость в разработке и утверждении регламента работы в схеме БОР, который бы давал четкий алгоритм действий главврачей, Комитета финансов, Комитета по здравоохранению, ЛОФОМС, глав администраций районов для ежегодного оформления необходимых документов по формированию одноканального финансирования, планов деятельности и проч.

Так же отсутствие утвержденных медико–экономических стандартов не позволяет эффективно работать системе управления здравоохранения.

В связи с неоднозначной оценкой и понимания качества медицинской помощи в учреждениях здравоохранения Ленинградской области стало необходимым разработать единую концепцию модели качества медицинской помощи.

В работе были проанализированы существующие системы оценки качества медицинской помощи. Лучшие элементы существующих систем управления КМП легли в основу концепции КМП в Ленинградской области.

Одним из оснований реализации проекта является несовершенство системы стимулирования учреждений здравоохранения. Принципы стимулирования заключались в том, что стимулирование учреждений ставилось в зависимость от степени достижения целей, выполнения мероприятий и соблюдения критических показателей оцениваемыми учреждениями. Сами по себе разработанные принципы не утратили своей актуальности и могут использоваться в дальнейшем. В процессе эксперимента был выявлен ряд недостатков системы принципов стимулирования: во-первых, позднее начавшие внедрять БОР учреждения заведомо оказывались в проигрышном положении, а во-вторых, переход на расчет стимулирования по данным принципам от 5 до 18 районов мог привезти к нелинейному росту трудозатрат.

Механизм стимулирования состоял в том, что учреждения здравоохранения получали изначально 90% отведенных им средств, а остальные 10% средств выплачивались только после достижения целей. В случае недостижения целей средства или переносились на следующий временной период, или распределялись между более успешными учреждениями.

Идейное несовершенство механизмов стимулирования привело к отмене их использования в процессе эксперимента. Пришло понимание того, что средства на стимулирование должны быть из «надтарифной» части бюджета здравоохранения.

Таким образом, возникла новая задача: разработать новые механизмы стимулирования и принципы стимулирования, которые бы учитывали степень внедрения БОР, были легко применимы для значительного количества учреждений.

Примененный подход

В работе был заложен следующий пошаговый подход к выполнению данной работы:

  • По актуализации политики здравоохранения Ленинградской области
    • Анализ выполнения политики здравоохранения в 2006-2008 гг.
    • Оценка адекватности декомпозиции целей главным целям Политики, пересмотр и корректировка подцелей, целей по системе управления в рамках изменившихся условий.
    • Анализ, оценка системы целей, анализ мероприятий и их вариантов для достижения целей и подцелей.
    • Оценка Политики здравоохранения как целостной и сбалансированной.
    • Выработка направлений развития Политики здравоохранения.
    • Корректировка, актуализация Политики.
    • Анализ адекватности ключевых показателей.
    • Корректировка, актуализация ключевых показателей
  • По разработке системы управления качеством медицинской помощи:
    • Разработка Концепции качества здравоохранения в Ленинградской области
      • Анализ российского и зарубежного опыта (анализ систем управления качеством в США, Великобритании, Австралии и др.);
      • Диагностика проблем (будут выявлены основные проблемы качества медпомощи для Ленинградской области, проведено ранжирование проблем);
      • Разработка целей (должны быть определены первоочередные направления и цели по повышению качества медпомощи);
      • Разработка механизмов и плана реализации целей;
      • Закрепление понятия «качество медицинской помощи» и направлений работы по его улучшению (в нормативной базе понятие качества медпомощи не закреплено, в разных системах управления качеством учитываются различные аспекты; в концепции должны быть определены основные потребители системы качества оказания медпомощи – население, органы власти, а также определены ключевые аспекты качества);
      • Разработка идеологии управления качеством медицинской помощи в Ленинградской области (идеология должна закрепить направления и методы, которыми в области должно быть изменено качество здравоохранения, например, такими направлениями может быть внедрение стандартов, современное оснащение или повышение квалификации персонала и.т.п.). Все направления одновременно развивать невозможно в силу ограниченности ресурсов. Идеология должна закрепить приоритеты.
    • Разработка типовой модели системы управления качеством медицинской помощи в Ленинградской области
      • Выделение объектов управления – аспектов качества (это может быть качество лекарств, качество оснащения, качество профилактики, лечения и т.п.);
      • Определение механизмов управления качеством (стандартизация, обучение, стимулирование, контроль, технологизация и т.п.);
      • Определение системы внутреннего контроля качества (механизмы внутреннего контроля, индикаторы, формы учета и т.п.);
    • Разработка организационного проекта системы управления качеством медицинской помощи в Ленинградской области
      • Разработка оргструктуры подразделения комитета по здравоохранению, ответственного за качество (предполагается расчет новых функций, трудозатрат и необходимое количество ставок);
      • Разработка схемы взаимодействия субъектов, влияющих на качество медицинской помощи (необходимо определить формы принятия решений, будет ли это новый  межотраслевой орган, или должны быть расширены полномочия уже имеющихся структур);
    • Внедрение системы управления качеством медицинской помощи в Ленинградской области
      • Разработка комплекта нормативно-правовых документов, необходимых для внедрения целостной системы управления качеством медицинской помощи в Ленинградской области (подразумеваются должностные регламенты, регламенты взаимодействия, положения о подразделениях,  положение о комитете по здравоохранению);
      • Разработка методических рекомендаций по внедрению системы управления качеством медицинской помощи в Ленинградской области.

Результаты

  • Разработаны документы по системе управления качеством медицинской помощи
    • концепция качества медицинской помощи;
    • типовая модель системы управления качеством медицинской помощи в Ленинградской области
    • организационный проект системы управления качеством медицинской помощи в Ленинградской области, в том числе
      • Комплект нормативно-правовых документов, необходимых для внедрения целостной системы управления качеством медицинской помощи в Ленинградской области
      • Комплект методических рекомендаций по внедрению системы управления качеством медицинской помощи в Ленинградской области
  • Разработана типовая система целей областных больниц;
  • Разработана Политика здравоохранения Ленинградской области на 2009-2011 гг.;
  • Разработан регламент взаимодействия сторон – участников работы в схеме бюджетирования, ориентированного на результат.
Разработаны методические рекомендации и механизмы стимулирования учреждений здравоохранения в рамках работы по схеме БОР.

Похожие записи