Научно-аналитические материалы к разделам НТПр «Основные направления развития геологической отрасли на долгосрочную перспективу»

| | | |

июль 2009 – декабрь 2009

Цели

Научно-аналитическое обеспечение разработки проекта стратегии развития геологической отрасли

Заказчик

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Отрасль

Государственное и муниципальное управление
  • Недропользование

Кооперация

Делойт
ЗАО «МИД-Консалтинг»
ФГУНПП «Аэрогеология»
ФГУП «ЦНИГРИ»

Участники проекта

Научный руководитель:
З.А. Кучкаров
Менеджер проекта:
Е.А. Каменев
Основные исполнители:
К.В. Табаков, Р.С.-М. Терлекчи

Предпосылки к реализации проекта

Во множестве документов (Государственные доклады о состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов в Российской Федерации, Долгосрочная государственная программа изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья и др.) формулировались негативные факторы и тенденции, под влиянием которых находится сегодня российская геологическая отрасль и минерально-сырьевой комплекс в целом.

В резолюции VI всероссийского съезда геологов они сформулированы следующим образом:

  • отсутствует отвечающая современным требованиям геолого-картографическая основа по ряду перспективных регионов России, сдерживающая проведение опережающих прогнозно-минерагенических исследований;
  • отсутствует освоенная минерально-сырьевая база некоторых отраслей промышленности, потребности которых покрываются за счет импорта как сырья, так и изделий (руды марганца, титана, хрома, олова, тантала, ниобия, циркония, а также бентонитов, барита, высокоглиноземного сырья, кристаллического графита);
  • многие месторождения стратегически важных полезных ископаемых находятся на стадии падающей добычи (все крупнейшие месторождения нефти и газа Волго-Уральского и Западно-Сибирского регионов, россыпные месторождения золота);
  • добыча большинства полезных ископаемых в течение ряда лет не компенсируется приростом запасов ни на эксплуатируемых, ни на новых объектах;
  • приближаются сроки исчерпания эксплуатируемых рентабельных запасов некоторых ликвидных полезных ископаемых – золота россыпного, золота коренного, нефти, олова и платины;
  • по интенсивно добываемым полезным ископаемым существенно сократился «поисковый задел», произошла убыль активных прогнозных ресурсов, практически отсутствует резерв объектов, на которых возможно получение существенных приростов запасов в ближайшие годы — нефть, золото, платина, никель, медь, бор, плавиковый шпат (флюорит);
  • некоторые полезные ископаемые при значительных запасах добываются в ограниченных масштабах, а внутреннее потребление обеспечивается за счет импорта – свинец, тантал, ниобий, вольфрам, барит, бентонит;
  • фонд недропользования, унаследованный от СССР и лишь частично пополненный за последние десятилетия, в своей ликвидной и инвестиционно привлекательной части практически полностью передан добывающим компаниям;
  • добыча ряда полезных ископаемых, в том числе стратегических, в значительной мере монополизирована, что ограничивает конкуренцию в недропользовании;
  • ведущие нефтегазовые и горнодобывающие компании, обладающие высокой обеспеченностью текущей добычи запасами, переданными в лицензионное пользование, воздерживаются от финансирования ранних стадий ГРР (прогноз, поиски) в связи с высоким уровнем геологических и экономических рисков;
  • действующая система лицензионного недропользования не обеспечивает необходимых условий для повышения инвестиционной привлекательности собственно геологоразведочных работ;
  • в нераспределенном фонде недр велика доля запасов и месторождений, освоение которых экономически нецелесообразно;
  • полные циклы геологоразведочных работ (от обнаружения перспективных площадей до открытия месторождений с приростом запасов) имеют продолжительность от 5 до 15 лет при непрерывном ведении работ и устойчивом финансировании, что не обеспечивалось в последние годы и привело к закреплению негативных факторов;
  • по отдельным полезным ископаемым геологоразведочные работы проводились в весьма ограниченных объемах либо не проводились вовсе – соли, фосфаты, особо чистый кварц, бентонит и др.
  • ранее выявленные ресурсы подземных вод используются далеко не в полной мере; многие разведанные месторождения оказались в сфере техногенного воздействия с ухудшением потребительских свойств вод;
  • организационная структура Геологической службы не соответствует стоящим перед ней целям и задачам. Интеллектуальная, кадровая, техническая, технологическая и организационная деструкция Геологической службы приближается к критическому уровню, превышение которого может привести к разрушению геологической отрасли страны;
  • практически прекращен выпуск отечественной геологоразведочной техники и аппаратуры; зависимость геологоразведочной отрасли от западных технологий, техники, оборудования стала очевидной и продолжает усиливаться;
  • продолжается приватизация практически всех государственных геологических предприятий и организаций, многие из которых располагают уникальной информацией, обладают большим опытом и специализируются исключительно на выполнении геологических исследований для государственных нужд;
  • сформированное законодательное поле в сфере недропользования не содержит норм, направленных на открытие и разведку новых запасов, вовлечение их в промышленную разработку, снижение ресурсоемкости отечественной экономики, обеспечение полноты и комплексности извлечения полезных ископаемых при их отработке;
  • остаются расплывчатыми границы ответственности государства и недропользователей в части геологического изучения недр с целью воспроизводства запасов;
  • антимонопольное законодательство практически не охватывает сферу недропользования. Переданные недропользователям запасы зачастую используются неэффективно, а действующая система лицензирования не только не решает проблему воспроизводства запасов, но и наращивает уровень монополизации;
  • использование механизма размещения госзаказа на геологоразведочные услуги, определенного ФЗ № 94 от 21.06.2005 г., не учитывает специфики ГРР и их размещения на огромной территории России. Этот механизм в принципе не применим к недрам как к объекту изучения, в силу вероятностной природы результатов ГРР;
  • совокупная геологическая изученность страны, отвечающая современным требованиям, не превышает 40% ее оптимального значения. Около 20% территории России составляют «белые пятна» на геологических картах среднего масштаба. Недостаточные объемы горных и буровых работ в составе геологических исследований резко снижают их прогнозно-поисковую значимость.

Суммарное воздействие комплекса перечисленных факторов создает угрозы для динамичного развития экономики страны, а также для стабилизации и роста валютных поступлений от сырьевого экспорта. Основные угрозы минерально-сырьевой безопасности России могут быть устранены в ходе реализации мероприятий, предусмотренных тремя программными документами: «Основы государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования», «Основные направления развития геологической отрасли на долгосрочную перспективу», «Долгосрочная государственная программа изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья».

Примененный подход

Аналитическим центром «Концепт» был применен оригинальный подход к определению объекта стратегического планирования, формированию целей, систематизации направлений и отдельных мер по развитию геологической отрасли. Это позволило повысить эффективность  программно-целевого планирования в сфере геологического изучения недр, воспроизводства и использования минерально-сырьевой базы.

Результаты

В ходе работы с непосредственным участием сотрудников Аналитического центра «Концепт» были решены следующие задачи:
  • выявлены проблемы технико-технологическое обеспечение геологической отрасли и предложены методы их решения;
  • определеныпоказатели развития геологической отрасли (обеспечение геологическойинформацией и различными видами минерального сырьятопливно-энергетического, металлургического, химического,агропромышленного, строительного комплексов промышленности и экспортныхобязательств страны);
  • сопоставлены государственное регулирование фондом недр в Российской Федерации и зарубежных странах;
  • определены ключевые факторы, влияющие на развитие геологической отрасли;
  • обозначенывозможные источники и объемы финансирования работ, связанных смероприятиями по развитию геологической отрасли и ее функционированию,в части средств федерального бюджета (на геологическое изучение недр,техническое перевооружение и НИОКР) и средств недропользователей;
  • определены первоочередные мероприятия по развитию геологической отрасли на 2010-2020 годы и на период до 2030 года.
Результаты работы были использованы при подготовке проекта стратегииразвития геологической отрасли до 2020 года и используются приподготовке проекта стратегии развития геологической отрасли до 2030года.

Похожие записи