Предпосылки к реализации проекта
Представленная научно-исследовательская работа направлена на научное обеспечение перехода к системе бюджетного планирования, ориентированного на результат, во исполнение бюджетных посланий Президента Российской Федерации и программ социально-экономического развития Российской Федерации.Целями работы является анализ существующих стратегических целей, тактических задач и показателей, используемых в системе Минприроды России для оценки деятельности в сфере водных отношений; анализ экономического состояния и тенденций развития водохозяйственного комплекса; разработка системы интегральных показателей оценки экономического состояния, результативности функционирования водохозяйственного комплекса, результативности государственного управления водохозяйственным фондом.Работа проходила при совместном сотрудничестве с заказчиком практически на всех этапах, последовательном утверждении промежуточных результатов исследования, используемых моделей и подходов, что привело к достижению желаемых результатов. В ходе выполнения работ по базовому проекту были выявлены проблемы управления Минприроды России в сфере водных отношений, которые были разделены на две группы.Первая группа проблем касается стратегических целей, тактических задач и существующих показателей оценки экономического состояния, результативности функционирования водохозяйственного комплекса, результативности государственного управления водохозяйственным фондом по системе Минприроды России. Все выявленные проблемы первой группы характерны почти для всех федеральных исполнительных органов государственной власти. Укрупнено они представлены ниже:логические ошибки декомпозиции стратегических целей на тактические задачи, например: содержание тактической задачи шире, чем содержание декомпозируемой стратегической цели; декомпозиция стратегической цели на тактические задачи проведена по нескольким логическим основаниям и при этом упущены некоторые тактические задачи. К тому же, не различены понятия «стратегическая цель» и «тактическая задача», поэтому одна и та же формулировка может претендовать как на статус стратегической цели, так и на статус тактической задачи;логические ошибки формирования системы показателей для определения степени достижения стратегических целей и/или тактических задач, например: показатель по содержанию не относится к стратегической цели и/или тактической задачи; показатель характеризует не результат (степень достижения стратегической цели и/или тактической задачи), а средство достижения результата. Такие показатели говорят о том как хорошо/плохо мы работали, но не дают ответа на вопрос, что же в результате было полученоотсутствует функциональная связь между показателями тактических задач, декомпозирующих стратегическую цель, и показателями стратегической цели. Это приводит к тому, что достижение целевых значений показателей всех тактических задач, декомпозирующих стратегическую цель, не обеспечивает достижение целевых значений показателей стратегической цели. При этом можно говорить об отсутствии именно системы показателей для стратегической цели и декомпозирующих ее тактических задач.Вторая группа проблем характеризует систему управления Минприроды России в сфере водных отношений:сведения, содержащиеся в используемых формах статистической отчетности, относящейся к функционированию водохозяйственного комплекса, недостаточны для расчета показателей стратегических целей и тактических задач. Собираемая информация представлена в большинстве своем в натуральных величинах, не характеризует результаты деятельности. Кроме того, информация, представляемая по данным формам, является недостаточной для описания экономического состояния и эффективности государственного управления в сфере функционирования водохозяйственного комплекса, оценки эффективности бюджетных расходов;мероприятия водохозяйственного комплекса не обеспечены финансами в полной мере, несмотря на рентабельностьводного хозяйства. Принцип формирования государственного бюджета таков, что процессы производства водных ресурсов, предотвращения негативного воздействия на водные объекты и осуществления государственного управления обеспечены финансами непропорционально доходам водохозяйственного комплекса, превышающими расходы на указанные статьи;тарифы платы за пользование водными объектами не учитывают объем затрат на поддержание водохозяйственного комплекса и предотвращение негативного воздействия на водные объекты;отсутствуют организационно-экономические механизмы, стимулирующие перераспределение средств в пользу предотвращения негативных воздействий вод за счет статьи расходов ликвидация негативных воздействий вод. Это приводит к возникновению высоких рисков угрозы населению и объектам экономики со стороны водной стихии и выражается в неэффективности использования бюджетных средств.